13. ЛАКАН И «МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» ДЭВИДА ЛИНЧА

ПРОЛОГ Короткие рассказы этой небольшой книги представляют собой введение в теории Жака Лакана, можно сказать, самого знаменитого психоаналитика после Фрейда, мыслителя, на которого сегодня, в начале века ссылаются философы и кинокритики, психиатры и культурологи, социологи и этнологи. После Фрейда лишь Лакану удалось вызвать подобное уважение, такую же страстную любовь и ненависть окружающих. В психоаналитической среде со времен Фрейда только Лакан стал объектом Великого Переноса. Эта книга — введение в его учение. В течение многих десятилетий творческой деятельности Лакан разрабатывает различные теории душевной жизни человека. Однако дело не только в том, что теорий много, но также и в том, что практически каждая из них безгранична, в том числе и в разносторонних отношениях с другими теориями. Формат введения предполагает насильственное ограничение распутывания этих самых отношений. Подобно Фрейду, Лакан постоянно возвращается к одним и тем же вопросам, пересматривает их и перестраивает свои конструкции. Так что рассказы этой книги должны представить движение мысли, эволюцию взглядов.

100 великих психологов - лакан жак

, , . .

В своих ранних исследованиях Жак Лакан изучал развитие ребенка в возрасте .. по мнению Лакана, свойственно постоянно испытывать страх перед.

Интервью с Андре Грином, взятое Сержио Бенвенуто. В свое время Вы были учеником Лакана. Вы могли бы рассказать нам что-нибудь о Ваших отношениях с ним? Я узнал о нем в году, когда начал работать в качестве врача-психиатра в госпитале Св. Некоторые мои друзья были в анализе у Лакана, который в то время вел чрезвычайно интересную серию лекций в Св. Анне и куда он часто приглашал наиболее значительных интеллектуалов того времени.

Я привлек к себе внимание Лакана по одному вопросу, и наши отношения начали развиваться. В году он пригласил меня в Барселону, где у нас состоялся очень серьезный разговор. Тогда я решил принять участие в семинаре Лакана. Между и мы начали сотрудничество, что стоило мне некоторых проблем с Ассоциацией, к которой я принадлежал. Но в году во французском психоанализе произошел основной раскол. Да, у меня были друзья с обеих сторон этого противостояния.

Так что я принял участие в Семинаре Лакана, и даже имел привилегию читать там лекции, дважды, в и в , и обсуждать идеи, которые возникали.

Лакан Жак - французский психоаналитик и философ. Как автор концепции"структурного психоанализа" Л. В целом"структурный психоанализ" может быть охарактеризован как"посткартезианская" и"постфрейдистская" философская антропология и философия культуры. В числе наиболее существенных философских влияний - неогегельянство Ж.

Ипполит , экзистенциализм Хайдеггер , феноменология Мерло-Понти. Структуралистская методология воспринята Л.

Фрейд задается целью распознать жуткое в пределах того, что вызывает страх. Для Лакана жуткое станет ключом к пониманию страха.

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин Семинар о тревоге отмечает поворотную точку в развитии мысли Лакана с нескольких точек зрения. Во-первых, Лакан, ничего об этом не говоря, оставляет свою теорию о том, что бессознательное структурировано как язык. Также он прекращает попытки отождествить теорию Фрейда со своей собственной.

Он развивает несколько новых оригинальных идей относительно тревоги, и некоторые из них представляют большой интерес, например, связь между кастрационной тревогой и нарциссизмом; другие же, такие как отрицание существования сепарационной тревоги, абсурдны. Главная точка расхождения Лакана с Фрейдом, его неприятие внутреннего мира, также ясно проявляется на этом семинаре. Семинар о тревоге , проходил в течение —3 академического года. В году Лакан разразился неистово полемическим манифестом, доказывая, что ведущие деятели Международной психоаналитической ассоциации МПА — Хартманн, Крис и Левенстайн —неправильно трактовали подход Фрейда, и его собственные оригинальные идеи о структурном тождестве между психоанализом, лингвистикой и антропологией являются возвращением к истинному подходу Фрейда, до настоящего времени понимаемого неправильно из-за торопливых прочтений и плохих переводов.

В этом манифесте он также выдвигает обоснование своей наиболее спорной инновации, практики коротких сеансов переменной продолжительности. За год до этого семинара, в августе го, ФОП была признана в качестве группы изучения , и проводились активные международные переговоры касательно ее принятия в качестве полноправного члена МПА на Конгрессе в году.

Школа лакановского психоанализа

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой?

Таким тождеством Жак Лакан вслед за апостолом Павлом . Для Кьеркегора, Фрейда, Лакана и Салецл, разумеется, страх.

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции .

На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом. Она призвана указать на то, что пространство человеческой субъективности конституируется в поле некоторой Абсолютной субъективности. Но одновременно он находит и нечто значительное у Декарта. Не только то, что сомнение обеспечивает силу разума, но что сомнение [63] опровергает любую форму субстанциального единства субъективности.

В том пункте, где Декарт обнаруживает достоверность своего бытия в сомнении, там мысль Лакана близка декартовской. Он также находит основание именно там, где сомневается. В этом смысле реконструируемая Лаканом несубстанциальная субъективность это именно языковая субъективность:

Структурализм. Часть 3

Несмотря на, что психоз изучается в свете теории Фрейда уже полвека, проблему его стоит осмыслить заново, то есть . Но если в том, что касается , природы, наука наша, с ее все более полной математизацией, отдает этой кухней столь слабо, что мы вправе спросить себя, не произошла ли подмена ипостаси, то относительно т. Так и получилось, что теория абстракции, необходимая нам, чтобы дать себе отчет в таком явлении как познание, застыла в ту абстрактную теорию способностей субъекта, которую даже самые радикальные сенсуалистические требования не смогли сделать в отношении к эффектам субъективности более функциональной.

Постоянно повторяющиеся попытки скорректировать ее результаты, регулируя противовес аффекта, обречены на неудачу до тех пор, пока замалчивается вопрос о том, тот ли самый субъект этот аффект испытывает. На скамье школы с маленькой ш этот вопрос учат исключать раз и навсегда. Покуда соответствует реальности, разнообразие это, в принципе, всегда можно преодолеть.

Первым определение взгляда Лакан дает таким, что взгляд — это той нехватки, что ложится в основу страха перед кастрацией.

К укусу… В этой игре есть отсутствующая деталь, реальный отец в качестве того, кто взял на себя лишение материнское и женское. Тезис Лакана в этом семинаре состоит в том, что реальный отец как агент кастрации — но не лишения — недостаточен для Ганса, поэтому Ганс боится лошадей. Страх лошадей возникает в момент, где его пенис, пенис реальный, тот, который шевелится, когда он его трогает, — входит в игру без того, чтобы он знал, что с ним делать.

Лакан продолжает, против желания Фрейда, что фобия маленького Ганса не связана с запретом на мастурбацию. Для Ганса угроза кастрации была без эффекта. Влечение — это другое дело по сравнению с игрой с воображаемой приманкой, с иллюзией, в которой находится маленький мальчик в могуществе удовлетворить свою мать. Есть зияние между удовлетворением в образе, всегда манящем, и имением чего-то реального для предъявления.

В этот момент то, что он имеет, — это фаллос в качестве реального пениса, — он возник вне-игры. Всегда в фобии находят тему пожирания, и это то, что маленькая Лакана подчёркивает.

Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.

Что происходит в современном психоанализе Одна из функций психоаналитика состоит в том, чтобы вопросы возникли там, где их еще не было. Это дает человеку возможность узнать то, чего он сам не знал и не знал его аналитик. Вот, например, вы хотите говорить просто или даже упрощенно.

Монография содержит материалы семинара, проведенного Жаком Лаканом в годы. Тема семинара — Тревога. психоанализ.

Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, — частичные проявления желания. Влечения — частичные аспекты, в которых желание себя проявляет. Желание обретается только как желание другого. Лакан отличает желание от потребности и запроса. Потребность нацелена на конкретный объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос формулируется в обращении к другому человеку.

Запрос этот, следовательно, возникает в поле языка и относится к чему то отличному от удовлетворения, к которому он взывает. Запрос, будучи сформулированным в языке, всегда уже ставит вопрос о присутствии и отсутствии. Биологическая потребность и звучащий из языка запрос, таким образом, никогда не совпадают.

Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности

Лакан и философы Лакан и философы У Фрейда, как известно, с философией складывались весьма непростые амбивалентные отношения. Кроме того, Фрейд подвергает философию критике за систематизацию, граничащую с паранойяльным бредом, да и, конечно, за пренебрежение к бессознательному. Несмотря на то, что у Лакана с философией складываются куда более близкие отношения, и здесь не все так просто. С одной стороны, Лакан, вслед за Фрейдом, противопоставляет психоанализ тотальным моделям философских систем, и связывает философию с властным дискурсом Господина, с другой стороны, отсылок к философам у него куда больше, чем у Фрейда.

Психоанализ подрывает эту формулу, указывая на то, что лежит у истоков иллюзии, ведь я мыслю там, где я не есть, и, значит, я есть там, где я не мыслю.

С одной стороны, Лакан, вслед за Фрейдом, противопоставляет Желание, сознание, самосознание, страх, отчуждение – результаты борьбы с.

Тот, кто страдает от фобии, как правило, испытывает тревогу при столкновении с предметом фобии или находясь в ситуации, вызывающей страх. Эти стратегии становятся настолько изощренными, что жизнь субъекта подвергается серьезным ограничениям. Самый важный вклад Фрейда в исследование фобии касается изучения случая маленького мальчика, который он называл Маленьким Гансом. До его пятого дня рождения у Ганса развилась серьезная боязнь лошадей, приведшая к нежеланию выходить на улицу, чтобы не повстречаться с ними.

При изучении этого случая Фрейд различил первичную причину тревоги не связанную с определенным предметом и последующим страхом, сфокусированным на лошадей; только последняя конституирует фобию как таковую. Фрейд утверждал, что тревога является трансформацией сексуальных переживаний, накопленных Гансом в отношениях с его матерью, а лошади представляли собой его отца, от которого Ганс боялся получить наказание. В семинаре гг.

Следуя за Фрейдом, он признал различие между фобией и тревогой: Однако Лакан не отождествил предмет фобии с представителем отца, как это сделал Фрейд. Лакан утверждал, что фундаментальной характеристикой предмета фобии является то, что он никогда не представляет одного человека, но несколько человек по очереди.

Семинары. Книга 10. Тревога

Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве. Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в г.

Лакан работал в довольно необычном для психиатра стиле. .. Страх субъективного исчезновения связан с разделением, которое С. пытается.

Он получил философское образование в Париже, где в то время были очень популярны теории Зигмунда Фрейда. Именно такое образование позволило Лакану взглянуть позже на творчество Фрейда по-новому, опираясь на философию, психиатрию, а также сюрреализм в искусстве. Находясь под влиянием взглядов основателя психоанализа, Лакан защитил в г. При написании этой работы он использовал технику психоанализа собственной личности и особо концентрировался на возникающем при этом механизме сопротивления.

Между тем Зигмунд Фрейд не проявил к его диссертации никакого интереса и мягко дал понять, что его труды не представляют никакого теоретического интереса. Он начал разрабатывать свою первую теорию воображения и осознания, которая сопоставляла доктрины Гегеля и Фрейда. Очень большое значение для дальнейшего развития взглядов Лакана имело его знакомство с трудами Анри Валлона. Валлон придерживался идеи Дарвина, согласно которой превращение индивида в субъект происходит по законам природной диалектики.

В плане этой трансформации, в том случае, когда перед ребенком встает проблема решения собственных конфликтов, опыт зеркала предстает как один из обрядов пути, который протекает примерно между шестым и восьмым месяцами жизни. Он позволяет ребенку осознать себя самого и научиться идентифицировать себя в пространстве. Этот опыт состоит в первую очередь в освоении и осмыслении перехода от зрительного восприятия к воображаемому, а затем от воображаемого к символическому. У Лакана стадия зеркала уже не имеет ничего общего ни с реальными стадиями, как и с реальным зеркалом, ни даже с каким-либо конкретным опытом.

Она представляет собой скорее своего рода психологический процесс, а точнее онтологический, в котором проявляется субъект в его самоидентификации посредством установления системы подобий. Эти подобия он начинает осознавать подобно тому, как ребенок начинает узнавать самого себя, глядя в зеркало.

Проходим Разрушенный алтарь Лакана [TERA]

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, нажми тут!