Тема 16. Духовная жизнь общества

Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: Но эта общность еще вплетена в природу через соответствующий тотем, где бал правят страх перед гипертрофированными силами природы и власть авторитета вожака. Время письменной культуры — это уже становление общества. Формируются первые социальные институты. Власть авторитета сменяется авторитетом власти. Мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно религии и философии. Первая возьмет на себя охранную функцию общества, обеспечивая его стабильность. Религия как мировоззрение формирует образы веры, философия — образы разума.

Основные формы общественного сознания

Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века Под редакцией: Страх перед будущим в современном мире: Страх как социальный феномен Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества. Способность испытывать страх и боязнь заложена в человеческом мозгу. Как удалось недавно выяснить британским нейрохирургам, в мозгу имеется специальный центр, который отвечает за боязнь и страх, испытываемые человеком в экстремальных ситуациях.

Религия как форма общественного сознания. . Страх ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную Раздвоение сознания в самом себе: религии субстанции.

Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером.

В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того, в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.

Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личностью оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания.

Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание — это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Кальной Игорь Иванович 5. Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: Но эта общность еще вплетена в природу через соответствующий тотем, где бал правят страх перед гипертрофированными силами природы и власть авторитета вожака.

В-четвертых, формы общественного сознания существуют не .. и непонятных ему стихийных сил, вселяющих страх перед будущим, чувство бессилия.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания Воскресенье, 07 Мая г. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств. Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира.

Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму. Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Формы общественного сознания

Структура сознания, её особенности и функции. Характеристика сознательного и бессознательного Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных субъективных образах. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме Сознание имеет творческий, активный характер.

Оно направлено на преобразование мира и создание нового.

Мораль, и религия являются формой общественного сознания. принуждения и страха к добровольному следованию смыслу нравственного закона.

Они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются. Философия и наука Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки: Единство философии и математики Рене Декарт. Единство философии, физики и математики При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования.

С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. В рамках философии существуют направления и школы, как ориентированные на науку, так и нет. Примерами научной философии являются логика , риторика , социальная философия и некоторые другие.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Страх как социальное явление

Индивидуальное и общественное сознание Стержнем духовной сферы является общественное сознание или как его иначе называют — сознание общества. Общественное и индивидуальное сознание связаны друг с другом, но не тождественны. Индивидуальное сознание человека — это его духовный мир, его разнообразные чувства, знания, интересы, взгляды на окружающую среду и т.

Индивидуальное сознание складывается на основе личного опыта, непосредственных условий жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, образования, воспитания. Выражая повседневные, ближайшие разнообразные интересы человека, его индивидуальное сознание не всегда способно отобразить все его бытие.

Страх — нормальная и здоровая эмоция, однако многие люди имеют фобии - боятся, Новые формы страха Согласно новейшим определениям Американского психиатрического общества, о приступе паники Ведь страх — это не что иное как родовые боли при рождении сознания свободы человека.

Различные политические системы создавали в своих общества разнообразие страхов заставляющих общество повиноваться и преклонятся, жить в общественных рамках и искоренять идею отличающиеся от идей основного общественного"стандарта". Одни лидеры выбирали для управления страх перед внутренними силами контролирующими инакомыслие, страх перед осуждением общества в нежелани быть"как все". Другие выбирали страх перед внешними угрозами, страх угрозы изменений привнесённых извне, страх потерять т.

Эти страхи хоть и различные по влиянию ставили перед собой одну цель - контроль! На заре формирования демократического общества была использована ценность свободы как одна из основополагающих ценностей сознания и как противопоставление этой ценности был сформирован страх потери это ценности, потери свободы! По мере развития демократии и борьбы с внутренними проблема угрожающими обществу была выявлена проблема отсутствия мотивации в борьбе с внутренними угрозами!

Требовалась кардинальное изменение направление страха так как сменившееся общество двигалось в направлении угрожающем стереть воздействие данного страха в меру его ослабления! И тут долею случая а возможно и по продуманной схеме в ходе первой мировой войны пробудился страх перед внешней угрозой, страх координальных изменений, страх перед крахом стабильности и иллюзий! Демократическое общество не упустило такого момента и взяло это страх на вооружение.

Теперь свободное общество боялось внешней угрозы, любой внешней угрозы ставящей под сомнение её ценности, внутренние проблемы отодвинулась на задний план!

Сколько стоит написать твою работу?

Волков Сергей Николаевич, доктор философских наук, доцент Официальные оппоненты: Юрченкова Нина Георгиевна, доктор философских наук, профессор Мясников Андрей Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент Ведущая организация: Хмельницкого, 39", НИИ регионологии, 3-й этаж, конференц-зал.

Страх Божий. Сверхъестественное. Искупление. Структура религии: религиозное что религия – это специфическая форма общественного сознания.

Материалистический и идеалистический монизм, дуализм. Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: При решении этой проблемы возникают такие типы философии , как: Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой первопричиной видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух идею, чувства. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве.

5. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Справедливость Как видно из таблицы, первые четыре формы общественного сознания направлены на формирование картины мира, в то время как последние четыре — на регуляцию общественных отношений. Религиозное сознание двойственно по своим функциям и относится к обеим подгруппам. Остановимся на характеристике названных выше форм подробнее. Среди форм общественного сознания особый статус имеет наука.

Если в религии, морали, политике и других формах общественного сознания рациональное познание действительности является сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место. Это значит, что приоритетной ценностью в науке является Истина.

в-третьих, это особая форма общественного сознания, отражающая одну из . идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и.

Общественное сознание по объему значительно превышает индивидуальную Далеко не все компоненты общественного сознания в их сложной и противоречивой взаимодействия, разноуровневом отражении общественного бытия пере етворюються в процессе социализации индивида на его сознание время индивидуальное сознание глубже общественное: Общественное сознание как отражение общественного бытия и самостоятельное образование с внутренней логикой развития в философии представлено двумя основными уровнями: Обыденное сознание - начальная стадия понимания личностью и обществом природного и социального мира, их объектов и взаимосвязей между ними Она представлена??

Для нее характерны классовые, национальные, религиозные особенности Среди определенной социальной общности они привычны и незаметны, как акцент родного языков и, но для представителей других сообществ могут быть непонятными, странными и даже враждебными например, национальное головной убор и правила пользования им, кровная месть и т др. Слухи - следствие неудовлетворенной потребности людей в информации При этом условии неизбежно стремление к тому, чтобы удовлетворить потребность в знаниях и освободиться от неизвестного Часто это происходит благодаря нагольном политическом, но эмоциональному состоянию Эта неудовлетворенность передается другим людям и приводит к уменьшению возможности каждого рассуждать, к безответственности за те выдумки и домыслы, которые распространяютсяься.

Слухи - альтернативная форма распространения сообщений, выражение общественных настроений и мнений Они и формируют эти настроения и мысли Общество, государство должны изучать закономерности циркуляции слухов и усу Уват их, преодолевать на основе этих закономерностейей. Итак, в смысле обыденного сознания общественная психология выполняет не только эмоционально-мировоззренческую, коммуникативную и регулятивную функции, но и активно-деятельное Мотивы, результаты, весь процесс любой д деятельности во многом зависят от психологической атмосферы, в которой вопы осуществляются: Вместе с тем обыденное сознание - это лишь временный спутник по делам Объективная потребность общественного сознания заключается в избавлении от предрассудков, старых привычек, негативных обычаев и недостойных традиц этой Она развивается в направлении теоретического обновлениюня.

Идеология и общественная психология в структуре общественного сознания имеют общую объективную основу - общественное бытие Поэтому они диалектически едины Психология социальных общностей существенно влияет на форм мирования и развитие социальных идей и теорий, а идеология осмысливает и обрабатывает социальные чувства, представления и настроения время между общественной психологией и идеологией является глубокое различиесть. Общественная психология отражает общественное бытие целостно, непосредственно, а идеология - опосредованно, абстрактно Как следствие, идеологии всегда грозит самоизоляция, сведение к схоластического теоретиз вания Идеология может быть иллюзорной и ошибочной, прогрессивной и реакционной, гуманной и человеконенавистническойою.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня общественного сознания, в которой она приоритетная относительно общественной психологии, формирует ее компоненты:

15. 5. _Формы общественного сознания.

Однако в гуманитарных науках 58 Джеме У. В силу репрессивного характера социальных требований современный человек оказывается чрезмерно перегружен стрессами, что ведет к депрессии и фрустрации или к перверсиям. Категории души и тела, духа и плоти, сердца и разума сегодня редко употребляются в теории познания. Категории тела, души и духа претерпели в ходе развития культуры значительную эволюцию. В этот период складываются новые оппозиции: На эвристические функции символики души и духа указывал К.

Это форма общественного сознания проявляет свои свойства, раскрывая закономерности объективного мира. Здравый смысл, как составная часть.

Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое. Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность. Следовательно, за особенности высшей формы жизни, сознание, нужно благодарить общественноисторический опыт поколений, труд, язык и знания. Описаны две формы сознания: Персональное сознание определяется как — перцепция, — осознание окружающего мира и субъективного Я. Перцепция реализуется с помощью объективных биологических и физических законов. Трансформация перцепции в —перцепцию, то есть трансформация объективных процессов в субъективные ощущения, неневозможно описать и представляет собой черный ящик.

Одним из результатов деятельности сознания является возникновение идей и взглядов. Осознание этих идей и взглядов популяцией людей формирует общественное сознание. Развитие общественного сознания развивает идеи и взгляды, которые в свою очередь влияют на личное сознание.

[БМ] Страх и Лень

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, нажми тут!